?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Математика, конечно, верная. Об этом еще Спольски писал, говоря о вреде многозадачности и периодического переключения (а может и до него кто).
Ситуация с обочечниками являет собой воплощение дилеммы заключенного и пока есть личный выигрыш от обгона и техническая возможность - обгонять будут. Решения - лишить технической возможности обгона, либо лишить выигрыша.
То техническое решение, как оно описано - со рвом, хорошо, пока все едут сферично в вакууме. Как только кто поломался или стукнулся, единственная полоса встанет и придется объезжать уже по встречке, что приведет к ситуации еще хуже, чем было. Все же обочина нужна для экстренной остановки или объезда ДТП и т.д. Из адекватных технических решений остаются варианты с сохранением обочины, но лишением возможности сквозного проезда по ней - регулярные препятствия (столбы, "черепахи") через каждые метров 20-30-50, что даст возможность экстренной остановки на обочине, хотя в данном варианте и ДТП не объехать.  Еще вариант - "бугристая" обочина, делающая езду по ней сильно некомфортной, но возможной при необходимости. Не факт, что сработает, люди у нас к ухабам привычные.
Второй подход - лишение выигрыша или слишком большая цена за выигрыш. Банально - камеры, штрафы. Интересней и назидательней: отлавливать нарушителей и отправлять в хвост очереди - хотел выиграть время, в итоге потерял его еще больше.
А в идеале, конечно, воспитание и культура. Ибо не только на дорогах такие обочечники, я их и в метро каждый день вижу перед эскалатором. Вот что-то такое постоянно творилось на переходе Боровицкая - Библиотека, пока там заборчики не поставили на лестнице:
91d1e12b90cedb84531f13c1705bdaa9
Из-за желающих пролезть получались два встречных клина на лестнице и реальная ширина прохода оставалась 1-2 человека. Остается лишь вопрос, чем же вытравить из мозгов это желание пролезть, урвать, втиснуться, "мне очень надо" и "чо я, лох что ли, как все стоять"?

Оригинал взят у ottenki_serogo в Математика "обочечников"
Теперь я знаю 2 работающих способа борьбы с этим явлением. Первый увидел в Подмосковье. Каждое утро на Яндекс-картах эта дорога становилась красно-коричневой. Две полосы сначала сужались до одной, а потом и хорошо раскатанная обочина заканчивалась препятствием. Тут был ад. Сейчас же все едут ровно по асфальту...


Решение поразило не столько своей элементарностью, сколько эффектом. Просто выкопали ров справа и слева, лишив водителей возможности туда заезжать. Яма не делает исключений ни для кого. На фото только кажется, что она неглубокая и что можно протиснуться. Но, поверьте, - нет. И знаете, что произошло с красно-коричневой ежедневной утренней пробкой? Она стала желтой!



Мы все едем "в рабочем движении". Не стоим, не тыркаемся, а медленно проезжаем этот участок. И намного быстрее, чем обычно!



Экспериментальное доказательство вреда обочечников, я теперь вижу каждый день - двигаюсь, а не стою на этом участке. Но мне захотелось понять его математику.

Не буду мучить вас формулами и арифметическими прогрессиями. Объясню на пальцах. Берем часть пробки с обочечниками и рассматриваем идеальную ситуацию. Первая машина трогается мгновенно, ее задержка 0 секунд. Следующая начинает движение через 5 секунд после первой - водителю нужно понять, что машина перед ним уехала и занять ее место. Не важно 5 секунд это, 5 микросекунд или даже 5 наносекунд. Просто допустим, что это 5 для наглядности.

Обочечнику, чтобы влезть в ряд, нужно тоже 5 наносекунд и 5 наносекунд, чтобы проехать вперед. Итого 10. Повторю, ситуация идеальная и каждого обочечника пропускают на дорогу через одну машину. Получается, что желтый пикап проехал с задержкой 0, за ней с обочины синий внедорожник за 10, потом голубая легковушка, спустя 5, затем, чтобы влезть коричневому обочечнику, нужно еще 10... и так далее. На машинах написано их время задержки после условного старта. Получается, что за 60 секунд могут проехать 9 машин.

d1

Теперь мысленно прокопаем ров и выстроим автомобили в ряд. Каждая машина подъезжает за те же 5 секунд, но уже по порядку и без обочечников. За 60 секунд сдвинутся с места уже не 9, а... 13 авто. Вот почему теперь я еду, а не стою!

d2

Обратите внимание, что третий (зеленый) обочечник с задержкой в 40 секунд, мог бы с таким же успехом стоять в три раза дальше, девятым на асфальте и подъехать к условному перекрестку за то же самое время. Третий на обочине или девятый на дороге!

560581_1000.jpg @ 100% (Layer 1, RGB:8#) * 2015-02-04 02-48-25

Но это мы рассматривали идеальную ситуацию - обочечников пропускают через одного. В жизни же как минимум через двух-трех, в зависимости от того, насколько он наглый.

А, если учесть, что в реальности ситуация выглядит примерно так, как на картинке ниже, то не только задержки добропорядочных автовладельцев вырастут на порядок, но и движение по обочине, в большинстве случаев, не принесет временной выгоды. Хоть визуально автомобиль и будет стоять ближе.

d3

Поэтому вторым действенным способом борьбы с обочечниками, я назову просвещение и культуру. Не лезть вперед - выгодно всем участникам движения. Передайте им при случае.