?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Интересная статья о перспективах беспилотных автомобилей вообще, а в частности - грузовиков.

Long story short:
В США профессия дальнобойщика а) сильно распространена (3,5 миллиона человек), б) высокооплачиваема (40 килобаксов в год - весьма высокая зарплата для людей без в/о, колледжей и всего этого), в) является системообразующей (на обеспечение индустрии так или иначе работают еще 5,2 миллиона человек). И тенденция такова, что к 2020 году ожидается рост потребности в дальнобойщиках на 21% и порядка 100 тысяч вакансий окажутся не закрытыми, что какбэ должно способствовать дальнейшей популярности профессии и росту зарплат.

Но не тут-то было. Пришел Гугол с самобеглой тележкой и все испортил. Она лучше, надежней, не спит по ночам, не бухает в дороге и не требует прибавки к зарплате. Одна только фигня - пока не во всех штатах легализована на дорогах. Но обком уже звонит в колокол.

С Гугелем все понятно, все в курсе - 11 ДТП на почти 2 миллиона миль пробега и все по вине других водителей, т.е. их били, а они - нет. И тут Даймлер выпустил на дорогу самоуправляемый грузовик возмездия. Обвеса на нем меньше чем на гугломобиле, выкинули лидары, оно и понятно - у носорога плохое зрение, но это не его проблема. Следующие 10 лет он будет колесить по дорогам и мстить обидчикам младших братьев.

Ессесно, сейфти из прайорити намбер уан и один из главных аргументов здесь это снижение ДТП. Так за 2012 год 330 тысяч грузовиков побывали в ДТП, в которых погибло около 4 тысяч человек, преимущественно в легковых автомобилях (ваш Кэп). 9 из 10 ДТП вызваны ошибками водителей. Ожидается, что робогрузовик будет менее агрессивен в этом смысле, ибо не устает, не отвлекается, не чатится в айфончеге, не бухает за рулем и все такое. Ну и не будет вступать в профсоюзы и требовать повышения зарплаты, медицинской страховки, сокращенного рабочего дня по пятницам и прочих излишеств. Плюс роботы не спят, так что время доставки ощутимо сократится. В общем, дальнобойщики обречены на вымирание как класс под натиском бездушных машин.

Далее идет пространное рассуждение о том что же делать с миллионами шоферов и когда же этот коллапс случится. А случиться он может одномоментно ибо не к ночи помянутый Илон Маск утверждает, что его Модель С уже вполне может сама по себе кататься, но эти функции в софте заблокированы - йуристы против ибо закон пока не дозволяет. Но закон-то поменять - это как два байта переслать (доказано Госдумой). Так шта не расслабляемся и ждем судного дня. В статье есть красивый экспоненциальный график, который дает нам от силы 20 лет на все про все, а скорее всего это вилка 2020-2030.

Гугл и Тесла не одиноки в своем стремлении освободить людей от бараночного рабства. Есть еще Veeo Systems, разрабатывающая самобеглые электромобили размером от 2 до 70 посадочных мест, и обещающая снизить стоимость дня эксплуатации до 1-3 баксов. Огрызок решил в очередной раз диверсифицироваться и отметиться в области самобеглых средств.

И, самое интересное, Убер, справедливо решивший, что в такси всегда находится один совершенно лишний чувак, за перевозку которого приходится платить пассажирам. Неплохо бы от него избавиться, и Убер готов это сделать в ту же секунду, как только будет готово материальное и юридическое обеспечение для такого шага.

Это станет первым гвоздем в крышку гроба частного автовладения как такового. Это будет уже посильнее Фауста Гете. Тут посыпятся сразу автомастерские, автомойки, паркинги, автострахование. Общественный транспорт вместо автобусов/трамваев будет представлять собой "транспортное облако" работающее по требованию. Васюки будут переименованы в Новую Москву.

Но и фиг с ними с гражданскими, пусть все катится в тартарары, что же с нашими теплыми ламповыми грузовичками? Автор почему-то считает, что у них особый путь и они дольше продержатся пред ликом неумолимого автокибергеддона. Will see. Но при этом уповает на облачные технологии, которые помогут составлять конвои и тем самым экономить -дцать процентов бензина на аэродинамике. Ну пять бабушек - рупь - тоже выгода.

Меж тем автор напоминает, что от трындеца нас уже не отделяют ни технологический, ни экономический барьеры, а только отсутствие нужного закона. А там... взор автора затуманивается воспоминаниями о делах полувековой давности, когда по всем США стали строить хайвеи в обход городов и многие эти города, внезапно, оказалось кормившиеся с трафика, сгинули в безвестности, превратившись в города-призраки.

Нагнав ужасу автор заворачивает к Карлу нашему Марксу и воизбежание всякого-разного требует каждому по потребностям и нон-ворк инком, который универсальный и безусловный. Т.е. счастья (ну хоть немного) всем даром и пусть никто не уйдет обиженным.

Заканчивается статья при этом фразой, что Не спрашивай что государство может сделать для тебя "Не нужно спрашивать что мы будем делать, когда компьютеры отберут нашу работу. Надо спрашивать что же мы обретем, когда они освободят нас от нее." Пафосно, красиво, даже верно. Но может чувак хотел лишь обрести безусловный доход, what a shame.
-----------------

Да, перспектива красивая рисуется. Как включится Убер и иже с ним, наберется критическая масса и частное владение авто станет абсолютно нерентабельным. Если уже сейчас народ считает что выгодней - покупать или ездить на такси, то беспилотное электротакси со временем подачи 1-2 минуты сделает невыгодным покупку личного авто в 99% случаев. Через пару поколений, пока наберется критическая масса беспилотных авто и инфраструктуры, да в мозгах пройдет переключение от престижа владения авто к чистому удобству и выгоде, личный автомобиль будет сродни собственной конюшни сейчас - либо для деревни, либо причуды богатых.

Отбросив прочь свой деревянный посох.
Упав на снег и полежав ничком,
Я встал и сел в погибель на колесах,
Презрев передвижение пешком.
...
Восстану я из праха вновь обыден
И улыбнусь, выплевывая пыль.
Теперь народом я не ненавидим,
За то, что у меня автомобиль.

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
max_andriyahov
Apr. 4th, 2016 02:10 am (UTC)
учитывая, что 90% пути они будут проходить например так:

siemens_o_lkw

очень реально. но первыми уволят машинистов поездов/электричек/трамваев. метро - уже полным ходом
1420747312433463

трактора беспилотные уже пашут по джипиэс лет 5 как
stdas
Apr. 4th, 2016 09:41 am (UTC)
Машинисты - это да, с ними проще разобраться и технически - что там управлять: газ/тормоз, открыть/закрыть двери, и экономически - их меньше, чем водителей, а инфраструктура-то практически вся остается.

А вот по первой картинке - сомневаюсь, что такое мы увидим ан масс. Я ставлю на беспроводную зарядку:
https://geektimes.ru/company/icover/blog/263180/
и солнечные дороги:
http://rodovid.me/eco_friendly_product_design/solar_roadways.html
а может за следующие 10 лет еще что придумают.
max_andriyahov
Apr. 4th, 2016 09:50 am (UTC)
Я ставлю на беспроводную зарядку:
а смысл?! только для городов разве что... выигрыш на трассе - только "эстетически красивее"...
stdas
Apr. 4th, 2016 10:01 am (UTC)
Демократичность
Пантограф только для грузовиков если пойдет, да автобусов. Легковушки точно никто в троллейбусы превращать не будет. А зарядка под полотном доступна всем, ну и эстетичней.
А с проводами - ну ладно трамвай с поездом по рельсам шпарят. А взять восьмиполосное шоссе - это ж сколько проводов, а как перестраиваться? Ну разве что так:
https://youtu.be/CI5TNP6qIMU
Нее, только бесконтакт, только хардкор!
max_andriyahov
Apr. 4th, 2016 10:03 am (UTC)
Re: Демократичность
легковушкам и аккума хватает
stdas
Apr. 4th, 2016 10:14 am (UTC)
Re: Демократичность
Это пока они больше стоят на зарядке, чем ездят. Как дело дойдет до "транспортного облака" и отказа от владения в пользу вызова беспилотных такси, то думаю каждый экземпляр будет накатывать за сутки часов по 10-12 всего с интервалами по несколько часов подряд в пиковую нагрузку. Так что вопрос с зарядкой может стать ограничением и тогда либо быстро заряжать на станциях, либо на ходу, либо смена аккумуляторов.
( 6 comments — Leave a comment )